Ольга Митирева (olgamitireva) wrote,
Ольга Митирева
olgamitireva

  • Mood:
  • Music:

"Жить в твоей голове" (с), или о фильме "Жизнь Адель"

На новогодних каникулах в ночи посмотрела фильм «Жизнь Адель». Не ожидала, что трехчасовое повествование, снятое в жанре «повседневность, запечатленная любительской камерой», так увлечет. И дело не в откровенных сценах, отлично сыгранных Леа Сейду и Адель Экзаркопулос. Дело вот в чем…

«Жизнь Аде́ль» (фр. La vie d'Adèle — Chapitres 1 et 2) — французская мелодрама 2013 года режиссера Абделатифа Кешиша, основанная на романе Жюли Маро «Синий — самый теплый цвет» (фр. Le Bleu est une couleur chaude). Сюжет фильма таков (по версии Википедии):

Глава первая: среднестатистическая французская старшеклассница Адель (ее играет Адель Экзаркопулос) живет в пригороде Лилля и каждый день едва успевает на утренний автобус до лицея. К Адель проявляет интерес парень из старшего класса, Тома́. Адели он тоже нравится. На следующее утро они случайно встречаются в автобусе и договариваются о свидании. По дороге на свидание Адель обращает внимание на девушку, волосы которой окрашены в синий цвет. Тома́ большого впечатления на Адель не производит, тем не менее она проводит с ним ночь. Но после этого окончательно рвет с Тома́, и, чтобы отвлечься, идет с другом-геем в ночной гей-клуб, где снова встречает девушку с синими волосами, Эмму (Леа Сейду). Эмма — студентка университета факультета искусств.

На следующее утро Эмма ждет Адель у выхода из школы. Девушки гуляют по набережной, рассказывают друг другу о себе и чувствуют друг к другу симпатию. Адель проводит все больше времени с Эммой. Их влечение переходит в бурную страсть. Девушки знакомятся с родителями друг друга, причем Эмма представляет Адель как свою девушку, а Эмму консервативные родители Адели считают подругой, помогающей с экзаменом по философии.

Эмма рисует, и Адель становится ее музой. Эмма пытается реализовать себя как художница. На вечеринках, куда приходят друзья Эммы из мира искусства, Адели скучно. Кроме того, она замечает, что Эмма воркует с беременной гостьей по имени Лиз, а несколькими днями позже проводит ночь у нее.

Глава вторая: Эмма с головой уходит в творческие заботы. Адель работает воспитательницей в детском саду. Чувствуя отчужденность Эммы, Адель начинает тайно встречаться со своим коллегой-мужчиной. Когда Эмма об этом узнает, она в бешенстве выгоняет Адель, несмотря на мольбы Адели простить ее. С этого момента жизнь Адели — это одиночество, слезы по вечерам и работа «через силу» днем. Ее чувства не притупляются даже три года спустя, когда Эмма наконец соглашается встретиться с Адель в кафе.

В кафе Адель срывается в слезы, признается в любви и просит принять ее обратно. Но теперь семья Эммы — это Лиз и ее дочь, в прошлое возврата нет. Эмма больше не любит Адель. Окончательно осознание потери приходит к Адели на выставке Эммы, где на большинстве картин уже ее новая подруга, а сама Адель особо не привлекает внимание Эммы. Адель уходит, теперь уже окончательно.

Фильм «Жизнь Адели» про то, что любовь и влечение рождаются на «верхних этажах», а то, что находится у объекта ниже пояса, имеет второстепенное значение. И если человек необычен, а его личность многослойна, то анатомия приспособится, а сознание оправдает любые отступления от «нормы».

(Кстати, еще одна яркая иллюстрация этого постулата – фильм 1992 года «Жестокая игра» (The Crying Game) ирландского режиссера Нила Джордана).

Единственный козырь Адель – свежая юность. Это немало, но недостаточно, если хочешь оставить родную нору и уйти жить с птицами.
Эмма и Адель – как рисунок на игральной карте. Верхняя картинка – Эмма. Художница, любительница устриц, завоевательница. Нижняя – Адель. Полуоткрытый рот, блестящие пальцы и макароны в томатном соусе, крупные запястья, бегающий от неуверенности взгляд.

Этот союз был обречен с первой минуты, но тогда ни Эмма, ни Адель об этом, конечно, не думали. Та сцена, которая закончила эти отношения, была выплеском раздраженного пресыщения, хотя сама Эмма, возможно, искренне воспринимала свои чувства как ревность. Долгосрочные отношения – это непрерывный обмен (чувствами, мыслями, личными открытиями), и если у одного из партнеров нет ничего, кроме юности (а это товар быстро портящийся), то рано или поздно тот, у кого личность масштабней, захочет выйти.

Такие, как Эмма, влетают в жизнь как камень в окно. Стекло разбито, но теперь в душной комнате пахнет не только едой, но и морем. А шум телевизора перебивают незнакомые веселые голоса с улицы. И это того стОит.
Tags: культура, фильмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments